В Доме культуры с. Старые Атаги Грозненского района состоялась очередная творческая встреча «ГIиллакхийн суьйренаш», в ходе которой говорили о традициях, обычаях, нравах, культуре и веками утвердившихся законах жизни и быта чеченского народа.
На мероприятии, организованном Центром народного творчества в рамках реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, собрались представители культурно-досуговых учреждений Грозненского муниципального района, жители села и представители молодежи.
В самой встрече приняли участие член рабочей группы Совета по культуре при Главе ЧР Султан Казаев, заведующий отделом методической и клубной работы Центра народного творчества, писатель Абу Уциев, старейшины села Старые Атаги Сайд-Эмин Азимов и Кюри Яшуркаев.
Каждый из них в своих выступлениях рассказывал понемногу об определенном обычае и его происхождении. Например, Султан Казаев поведал, что наилучшим образом традиции чеченского народа отражают слово «нохчалла», что в примерном переводе на русский означает «быть чеченкой или чеченцем». Оно включает в себя свод правил этики, обычаев, традиций, принятых в чеченском обществе, и является своеобразным кодексом чести.
Кюри Яшуркаев рассказал, что одной отличительной чертой чеченцев является внимательность при встрече. Первым делом каждый чеченец спросит: «Как дома? Все ли здоровы?». При расставании и сегодня считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?». Особенно важно предложить помощь человеку пожилому и просто старшему по возрасту. Еще одним из замечательных обычаев чеченцев является уважение к старшим. И в первую очередь – уважительное отношение и забота о родителях.
В народной культуре, пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется тема гостеприимства. Причиной тому стал старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах. Об этом рассказал Абу Уциев.
– По сегодняшний день про кавказское гостеприимство ходят легенды. Чеченское гостеприимство – это выражение души народа, его исторического этикета и человеколюбия, доставляющее как хозяевам, так и гостям приятное ощущение
духовного общения. Как гласит на-родная пословица: «В дом, в который не приходит гость – не войдет и благодать», – сказал Уциев.
Безусловно, ход времени вносит свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважение к женщине по-прежнему доминируют среди чеченцев. Значит, время меняет все к лучшему, проверяя народ на прочность моральных принципов и подтверждая чеченскую пословицу: «Тот, кто не идет в ногу со временем, тот рискует попасть под его колесо».
Карина Даниялова