Талантливая девушка Раяна Сайдулаева, студентка ЧГУ им. А. А. Кадырова, давно увлекается литературой. Свой первый детектив «Осколки жизни» она выпустила под псевдонимом Раяна Люпин в начале сентября прошлого года. В нашем интервью девушка рассказала о своем творческом пути.
Быть писателем – это мечта с детства?
Как бы сказать, в детстве я интересовалась археологией и криминалистикой. Например, проводила с друзьями раскопки в ближайшем дворе, выискивая осколки от фарфоровых ваз, тарелок и даже костей. Мы придумывали легенды о том, как тот или иной артефакт принадлежал императорам, древним народам, которые жили в ближайших окрестностях. Еще я воображала себя детективом и техником-криминалистом, находя причинно-следственную связь между потерянной ножкой куклы и потерпевшей в лице моей подруги.
Меня всегда привлекала волнительная и захватывающая атмосфера расследований. Думаю, это повлияло на то, что я пришла к писательству. Все началось с гениальной идеи запечатлеть свои приключения на бумаге, чтобы они не затерялись в памяти. В семь лет я написала рассказ, назывался он «Спасение мира». Сюжет разворачивался вокруг меня и подруги. Мы гуляли по парку и набрели на огромную лужицу, которая, оказывается, была зазеркальем иного мира – мира мультиков. Как только мы телепортировались в другое измерение, нам пришлось преодолевать большие трудности. Я не остановилась на одном рассказе, за ним сразу же последовали истории в жанре фантастики. С тех пор писательство для меня сродни с настоящей работой: с графиком дня, дедлайнами и отпуском.
Какие авторы или книги оказали наибольшее влияние на твое творчество?
Как только я пошла в первый класс, первым же делом посетила школьную библиотеку. Там познакомилась с мастером ужасов – Робертом Лоуренсом Стайном. У него была серия книг «Ужастики» или с английского «Goosebumps» («Мурашки»). Помнится, их яркие, необычные обложки действительно вызывали противоречивые ощущения. Но меня ничем не испугать, потому попала в водоворот сюжетов, написанных иностранным автором. Кстати, моя самая любимая книжка из серии – это «Кошмар Слэппи». Роберт Стайн оказал огромное влияние на мое творчество. Ибо в своих начинаниях я переписывала и переделывала абзацы с его произведений, а некоторые идеи Стайна осуществляла в своих работах. Я благодарна ему, его разнообразные истории с неожиданной концовкой и интересным сюжетом дали мне импульс.
Почему ты выбрала такой псевдоним?
Все началось с франшизы «Гарри Поттер». Там был персонаж Римус Люпин, который зацепил меня именно фамилией. После недолгих поисков в Интернете я нашла его значение, и оно оказалось весьма необычным. Люпин – это цветок, название которого исходит от латинского слова lupus (волк). Есть предание, что такое красивое имя дали цветку из-за способности выживать при любых погодных условиях. Это же символизирует внутреннюю силу и независимость. Выбрав такой псевдоним, я вложила смысл, что, несмотря на льющиеся дожди, препоны и единственно неизменное четкое внутреннее «Я», смогу преодолеть все на жизненном пути. Эта фамилия дает мне непоколебимую надежду, является напоминанием того, что нельзя сдаваться.
Какую роль играет моральный аспект в твоем романе?
В моей книге «Осколки жизни» я передаю лейтмотив одиночества в толпе, когда главный герой Даниэль Фраус несет за собой бремя тоски и печали. Он потерял родителей, его предала любимая, а город всячески отвергает его. Также красной линией в романе пронизан посыл о важности семейных отношений. То, как нельзя обесценивать воспитание, ибо если родитель пойдет по неправильному пути и станет давить на ребенка рычагом жесткого воспитания, он будет видеть мир уродливым и захочет нанести кому-то боль. Правда, «Осколки жизни» – это старт второй идеи, ее ростки. В следующей работе я планирую более подробно раскрыть данный замысел.
Описанные тобой герои, преступления и сам город придуманы или у них есть прототипы?
Болест-Вилл – это придуманный город, у которого нет прототипа. Название исходит от чешского слова «Bolest» – боль, болезнь, скорбь. С латинского «недуг», если не ошибаюсь. С помощью такого названия я хотела закрепить весь подспудный ужас, моральное гниение жителей города и вырастающие язвы в виде душегубов, которые посещают этот город. А вот с героями дело состоит иначе: Норман Фишер создан из частиц личностей, прославившихся на всю Америку в плохом смысле – маньяки Тед Банди, Тони Коста, Ричард Рамирез. Я тщательно выбирала прототипов, чтобы сходились некоторые черты их биографии с моим героем.
Писателей делят на садовников и архитекторов. А какой у тебя метод работы с рукописью?
Писатели-садовники – более романтизированный тип, они сажают зерно идеи и ждут, пока из него вырастет нечто ценное. У них нет плана, продуманной структуры сюжета. А архитекторы, я их еще называю педантами, – это писатели, которые скрупулезно работают над технической частью книги, а именно сюжета, арки персонажей и их биографии. Говоря обо мне, честно признаюсь, что раньше находилась в первой группе. Я не задумывалась над рукописью и писала, как мне хочется. Перфекционизм и вовсе не дышал мне в спину. Но со временем я поняла, что садоводство не для меня. Мне не нравится весьма непринужденный подход к работе, да и чопорность архитектора не по душе. Я нашла золотую середину. Могу немного планировать некоторые части рукописи, разбить на части главы, синопсис. Потом внезапно изменить полностью шесть, семь, десять глав, поменять композицию текста. А то бывает пишу и планирую одновременно, переключаясь между ними. Я смотрю как сочетаются разные идеи, подобно лоскуткам разных тканей. Если не подходит – выбрасываю или склеиваю с другими.
Что для тебя важнее при написании романа – сюжет или герои?
Сюжет и герои взаимосвязаны между собой. Если нет плавного перехода от одной главы к другой, где персонаж не раскрывается каким-либо образом или не обозначена проблема, с которой ему надо справиться, считай, что сюжет разваливается, а герои окостеневают.
Во время планирования романа я делаю так, чтобы персонажи указывали, куда мне стоит идти. То есть я могу застрять на одной точке и могу обратиться, допустим, к анкете персонажа. Исходя из его биографии, я начинаю потихоньку собирать факты для плана сюжета. Таким образом, при работе с рукописью важен и сюжет, и герои.
Планируешь продолжение романа?
Да, конечно! Скоро начнется тотальная работа над приквелом романа «Осколки жизни». Во второй части я решила охватить события, которые произошли 36 лет назад в Болест-Вилле, а именно в 1982 году. Особо вдаваться в подробности не буду, пусть это станет сюрпризом для моих читателей. Однако скажу, что продолжение будет называться «Осколки правды».
Раяна, спасибо за интересную беседу. Желаю тебе дальнейших успехов в творчестве.
Мадина Товсултанова