Рахим Шахтамиров
О жизни благородного чеченского воина Байсангура Беноевского известно не мало фактов. Он был из тех, кто активно принимал участие в Кавказской войне, командуя своим повстанческим отрядом.
Байсангур Беноевский – один из ярких представителей чеченского народа XIX века. Если спросить у любого чеченца, кого он знает из чеченских героев, он в первую очередь ответит «Байсангур». Что же подарило ему столь большую известность? Возможно, тот факт, что, будучи лишённым одного глаза, руки и ноги, он продолжал сражаться, несмотря на очевидные трудности, чем создал тот самый образ непоколебимого чеченца. Общество, где он родился, уже пророчило ему военный путь. Байсангур является представителем тейпа беной, из общества нохчмахкхой. Известными представителями этого тейпа также были военачальники Султан-Мурад Беноевский, Далхан Хожаев и Рамзан Цакаев.
О Байсангуре стало известно во времена восстаний в 1825–1826 годах, в которых он участвовал под руководством Бейбулата Таймиева. В 1831 году, после убийства Бейбулата, Байсангур стал сподвижником имама Гази-Мухаммада и участвовал в боевых действиях под его руководством. После гибели Гази-Мухаммада Байсангур присоединился к Ташу-Хаджи Саясановскому. В 1832 году последовал разрушительный поход барона Розена в Чечню. Были сожжены десятки аулов. 18 августа в сражении у Гудермеса с полковником Волжинским Ташу-Хаджи и Байсангуру удалось разгромить казаков и взять два трофейных орудия.
Вскоре Байсангур присоединяется к национально-освободительному движению на Кавказе, где и получает известные ранения. Во время сражения в 1845 году он теряет глаз и руку. Ноги он лишается из-за пушечного ядра, выпушенного в боях за Гергебиль в 1847 году. Такие увечья не позволяли Байсангуру ездить верхом, однако, по одной из народных версий, его привязывали к лошади, чтобы он мог на ней держаться.
Царизм стягивает огромные силы на Кавказ. Все больше неудач терпит стареющий Шамиль, имамат раздирается интригами и дрязгами наибов.
Шамиль покидает изнуренную Чечню, которая к маю 1859 года была занята царскими войсками (за исключением одного Беноя). Непокорный Байсангур со своим отрядом уходит в горный Дагестан, к Шамилю. Беной так и не был покорен. Байсангур с несколькими сотнями оставшимися верными имаму дагестанцев и чеченцев, с сотней беглых русских солдат и казаков организовывает оборону Гуниба. 25 августа 1859 года после мощной атаки войск Барятинского, потеряв надежду, имам Шамиль сдается в плен. После пленения имама Байсангур со своими соратниками прорвался через окружение и ушел в Беной, где скрывался от царских властей до мая 1860 года.
Царское правительство празднует победу. Оно готовится к дележу земель горцев, к выселению их со своих насиженных мест для укрепления аулов и заселения горских земель казаками. Крестьян облагают многочисленными налогами. В народе зреет недовольство. Байсангур со своей семьей и соратниками не просто скрывается в пещерах рядом с Беноем, спасая жизнь, а избранный имамом Чечни, неукротимый предводитель беноевцев с лидерами других чеченских обществ готовит новое восстание.
Проведя в течение зимы подготовку, в мае 1860 года руководители восстания поднимают крестьян в ауле Беной и верховьях реки Аргун.
В начале 1861 года после удачных атак со стороны генерал-майора М. А. Кундухова, полковника Н. Н. Головочёва были разрушены 15 чеченских аулов, тем самым выселив жителей на равнину. Этот день повлиял на дальнейшую судьбу восстания, которое было подавлено. Байсангур же в стычке на территории Беноя попал вместе со своими сыновьями в плен. Заключили их в хасавюртовскую тюрьму, и оттуда были переданы военно-полевому суду. Уже в марте 1861 года на площади Хасавюрта Байсангур Беноевский встретил свою смерть. В чеченских преданиях сохранился рассказ о том, что для того, чтобы выбить табурет, на котором стоял Байсангур, был вызван за деньги палач-доброволец из толпы. Байсангур не стал ждать и, сверкнув глазом, сам сошел со скамьи, уйдя в бессмертие…
«Пусть даже каменные горы расплавятся в огне сражений, но никакие орды не поставят нас на колени. Непобежденные и в смерти, сойдем мужчинами в могилу». Байсангур Беноевский.