Детское творчество

Детское творчество

Воспитать из каждого ученика творческую, технически грамотную личность
Профессионалы – 2024

Профессионалы – 2024

В ЧР состоялась церемония закрытия II регионального чемпионата профессионального мастерства
Поэзия в картинах художников

Поэзия в картинах художников

Студенты и преподаватели педвуза представили свои работы на выставке картин
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Талантливая девушка Раяна Сайдулаева, студентка ЧГУ им. А. А. Кадырова, давно увлекается литературой. Свой первый детектив «Осколки жизни» она...
Детское творчество
Детское творчество
Профессионалы – 2024
Профессионалы – 2024
Поэзия в картинах художников
Поэзия в картинах художников
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Карина Узуналова

Учитель! Как много заложено в этом слове. Учитель – это значит учить, но не просто грамоте, а учить жить в обществе, в коллективе, в конечном итоге в родной республике. И счастлив тот, на пути которого встречается именно такой Учитель с большой буквы.

Истинный учитель, настоящий, это как золото самой высшей пробы. Встретить его в жизни – большая удача. Именно такого, как Марха Алиевна Адуева. А знаете, кто она? Это женщина с видеоролика, снятого 23 года назад, который уже много лет гуляет по социальным сетям, не оставляя равнодушным никого. Женщина, которой принадлежат слова: «Ваше дело – слушаться дома родных и слушаться нас – ваших преподавателей, идти нам навстречу, чтобы мы могли вывести вас в люди, чтобы нация чеченская не пропала». Каждый раз, смотря этот видеоролик, сердце сжимается от боли, вспоминая то, что пережил наш народ, и от гордости, что у нас есть такие женщины, как Марха.

Найти ее было проще, чем уговорить, чтобы я написала о ней в газете. Но оно того стоило, поверьте… Перейдем же теперь к главному. Марха окончила 10 классов в советское время, в 1979 году поступила в ЧИГУ имени Л. Н. Толстого на филологический факультет, заочное отделение. Уже в следующем году она начала работать учителем русского языка и литературы. Так и пошло...

– Конечно, большее время я была, как свойственно нашим женщинам, «в отпуске», у меня по семейным обстоятельствам прерывался педагогический стаж лет на семь, точно не помню. В 1998 году я вышла на работу в школу села Алхан-Чурт, и в 1999 году, как мы все знаем, начинается вторая кампания военных действий. Из-за этого в ноябре школу распустили, все начали разъезжаться, наша семья вынуждена была переехать в Итум-Калинский район. Далее мы перебрались в грузинское село Шатили, и оттуда нас перевезли на автобусах в Панкисское ущелье. Я узнала, что тут живут наши чеченцы, несколько семей, которые не так давно туда переехали. Очень гостеприимные люди, доброжелательные, помогали нам, как могли и чем могли. Они жили в маленьких домиках, куда поселили и нас целыми семьями. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Пусть Всевышний будет ими доволен. Сколько бы раз я ни говорила  им «спасибо», все равно будет мало. Тяжелое время было, очень тяжелое, – рассказывает Марха.

Когда они жили там, в этих небольших населённых пунктах, одно из них называлось Дуиси, где находилась администрация, Мархе предложили работу учителем в местной школе.

– Я не до конца понимала, как учитель русского языка и литературы может преподавать в грузинской школе, но в итоге решила сходить и посмотреть. Там я встретила женщину по имени Зарема. Она раньше работала в библиотеке имени Чехова в Грозном. Разговорившись с ней, мы пришли к решению, что было бы замечательно открыть школу именно для наших детей, чем они будут слоняться без дела. Свои пожелания мы передали руководству поселения, попросили их согласия и помощи для открытия учебных классов для наших детей. Там мы познакомились с учителями кистинцами, которые, оказывается, тоже работали у нас, в Грозном. Они вернулись в Грузию по тем же обстоятельствам, что и мы. У них было два гражданства: грузинское и российское. Собралось некоторое количество учителей, и нам выделили помещения в грузинской школе для проведения занятий на базе русского языка. До сих пор неустанно благодарю директора той самой школы и ее преподавателей. Они отнеслись к нам с большим пониманием и сочувствием, оказывали всевозможную помощь, для того чтобы наши занятия проходили в комфорте. С детьми мы часто проводили нравственные беседы, чтобы они отвлекались от того, что происходило у нас дома... Сложно передать все это одними словами... Естественно, мы не думали ни о зарплате, ни о чем другом. Потихонечку работа у нас пошла, менялись учителя, кто-то уходил, кто-то приходил, ну а ребята были просто молодцы. Все наши выпускники получили грузинские аттестаты. В Ахметском районе мы нашли юриста, который знал русский язык и смог перевести эти аттестаты. А по возвращении домой наши выпускники поступили в вузы и колледжи. Самое главное, мы не дали этим детям пропасть, – вспоминает женщина.

Конечно, жизнь на чужбине тяжелая. Все скучали по дому. У многих там остались родственники. Однажды случился такой инцидент: несколько детей решили вернуться домой. Стояла зима, и дети, не приспособленные к тяжелым условиям, заблудились в лесу. Благо, местные жители на них наткнулись и привезли обратно в поселение. Кто-то из детей получил обморожение. Об этом Марха узнала по дороге на работу.

 – Сломя голову я побежала в школу. Собрала всех учеников в одном кабинете для того, чтобы объяснить, что в наше нелегкое время мы не должны совершать необдуманные поступки. Меня переполняли эмоции, запинаясь, перескакивая с чеченского языка на русский, объясняла, что для них сейчас хорошо, а что плохо. В тот день в школе находились представители «Красного Креста», они привезли нам книги. Помню, они попросили у меня разрешения на съёмку, на что я категорически ответила отказом. В тот день, когда я проводила с детьми так называемое собрание, кто-то из представителей «Красного Креста» зашел в кабинет и произвел ту самую видеосъемку. Я на самом деле очень переживала за будущее наших детей и, пытаясь донести до них простую истину, не заметила, как велась эта съемка. Я перед собой видела только глаза детей, которые в столь юном возрасте смотрели на все уже по-взрослому.

Где-то в 2002 году моя подруга, которая живет в Германии, сказала, что ее дочь видела видеоролик с моим присутствием, чему я была очень удивлена. «Да, да, да, с сопровождением комментариев на английском языке, ты была в этом ролике», – утверждала она. Так я и узнала о существовании этой записи. Если честно, я много усилий приложила, чтобы удалить видеоролик, но все старания были напрасны… Мной эти слова были сказаны не на камеру. Это действительно был крик души каждой мамы, каждой женщины, каждого человека, всего нашего народа. Это был крик души чеченской женщины – я лишь отразила их боль...

Сегодня Марха работает в детском саду. Работа ей очень нравится.

– Я люблю детей, тем более я многократная бабушка, ведь вся наша жизнь в детях. Мы на многие годы вперёд раскладываем будущее своего ребенка, хотя только Всевышний знает, как все будет. В любом случае, мы хотим видеть своих детей и внуков только в хороших чертах. Чтобы они стали хорошими людьми, патриотами своей Родины, и, конечно же, хорошими детьми для своих родителей, а для бабушек и дедушек – хорошими внуками, – заключила она.

Марха – Учитель с большой буквы, Воспитатель с большой буквы, Мать с большой буквы, Женщина с большой буквы. Она прочувствовала всю ту трагедию сложившейся обстановки не только для детей, но и всего чеченского народа. И именно это пыталась донести до детей и не сдержала слёз. В настоящее время, не хочу сказать всем, но многим учителям не хватает именно этого – работать от души, отдавать детям частичку своей души, вводить их в мир знаний, вводить в историю своего народа так, чтобы они могли почувствовать и гордиться своей нацией, своим народом, своей Родиной.

В завершение хочу выразить нашей героине безмерную благодарность за доверие. Такие женщины достойны, чтобы о них говорили, писали, никогда не забывали и ставили в пример. Прошу у нее прощения, что мне пришлось вновь окунуть ее в воспоминания тех тяжелых дней. В течение всей нашей беседы она плакала, но эти слезы – не признак слабости. «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени» – эти строки именно о таких учителях, как Марха Адуева, и лично я их перед ней склоняю.

  • 1

Международная выставка-форум

QR-код ссылки на социальные сети газеты

Телеграм

Телеграм

Вконтакте

ВК

  • icon Наш Грозный – наш центр мира

У каждого из нас на свете есть место, куда нам хочется возвращаться. Место, где наш дом, где наши родители, где наша Родина. Эта Родина для нас, сердце Чеченской Республики – город Грозный – тёплый и уютный и самый-самый дорогой. Город славного прошлого и великого настоящего. Город, открывающий нам горизонты будущего.

Грозный – это улицы, проспекты и дома, которые так дороги нашему сердцу; парки

Подробнее...

Мы в соцсетях

Новый номер

  • 1