Милана Тамаева
Зачастую мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда хорошее поведение ребенка, его успехи в школе относят к заслугам и родителей, и учителей. Но если все наоборот, то взрослые начинают разбираться, кто виноват? При этом предпочитают своих промахов в воспитании не признавать. Поэтому тема о том, что и кто формирует ребенка – его характер, поведение, душу – является актуальной во все времена.
Если говорить о душе, а значит, и о внутреннем мире ребенка, то в этом вопросе, как отмечают религиозные деятели, для мусульманских семей есть объяснение в хадисах, где говорится: «Душа – это суть человека, так как она определяет, каким он является в глазах Аллаха», а также то, что человек никогда не познает тайну души, так как она является таинством Аллаха. Обязанность взрослых – воспитание и совершенствование внутреннего мира ребенка и сохранение его души праведной. В этом главная роль отводится семье, по мнению сторонников мусульманского воспитания, и светских психологов.
Корреспондент «Нашей школы» обратился за комментарием к практикующему психологу международного уровня с большим опытом работы в области психологии Рустаму Мусаеву, который высказал свое мнение по данному вопросу.
– Конечно, у каждого психолога в этом вопросе может быть свое мнение. На мой же взгляд, формируют душу ребенка родители, дом. Почему? Потому что в основу закладываются традиционные семейные ценности – тот фундамент, на котором у ребенка будут строиться взгляды, навыки, поведение, духовно-нравственные понятия. Конечно, есть еще социализация. Она вносит свои коррективы, но тоже берет начало с отношений в семье. Надо помнить, что ребенок – это сосуд. Чем его наполнят с первых дней жизни, таким и будет его содержание. А с первых дней жизни только родители могут это делать. Школа и дальнейший жизненный опыт только закаляют то, что было заложено в душу ребенка родителями и семьей. Но когда ребенок приходит в школу, взаимодействие родителей и школы в воспитании детей должно быть самым тесным.
Мнение психолога Рустама Мусаева идентично взглядам исламских проповедников, которые являются сторонниками того, что формирование ребенка зависит от духовно-нравственных запросов старшего поколения, и что основополагающее воспитание детей в исламе – это обязанность родителей. При этом они приводят сказанные Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) слова: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание».
Воспитанию детей в исламе придается огромное значение. Оно включает в себя семь составных частей. На первое место выступает религиозное воспитание, куда входит всё, что закладывает в ребенке исламское самосознание и прививает богобоязненность. На втором месте стоит нравственное воспитание в свете Корана и Сунны, которое должно, в частности, побуждать детей к хорошим нравам, прививать им благородство, правдивость, сострадание, милосердие, справедливость. Немалое внимание в исламе уделяется и физическому развитию детей, особенно мальчиков, а также интеллектуальному. При этом самое значимое – это знание Корана, но важно также воспитывать тягу и к светским наукам, прививать культуру чтения, интерес к знаниям. При воспитании духа детям необходимо с малых лет прививать подвижность, трудолюбие. Это защитит детей от таких качеств, как лень, малодушие, скупость, трусость, жестокость. Перед взрослыми также стоит необходимость разъяснять детям, как себя правильно вести в обществе, в первую очередь со старшими людьми и своими сверстниками.
Все перечисленные основы воспитания начинаются с самого рождения ребенка до его совершеннолетия, когда по исламу дети считаются безгрешными. Но когда ребенок достигает совершеннолетия, родители должны проявлять максимальную бдительность, чтобы удержать детей в благочестии. Исламоведы считают, что очень важно донести до них все, что запретил Аллах. Таким образом, исходя из исламского учения о воспитании, становится очевидным, что именно дом – родители, старшие родственники, братья, сестры – формируют ребенка. От них в первую очередь зависит, каким человеком он вырастет.