Детское творчество

Детское творчество

Воспитать из каждого ученика творческую, технически грамотную личность
Поэзия в картинах художников

Поэзия в картинах художников

Студенты и преподаватели педвуза представили свои работы на выставке картин
Профессионалы – 2024

Профессионалы – 2024

В ЧР состоялась церемония закрытия II регионального чемпионата профессионального мастерства
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Талантливая девушка Раяна Сайдулаева, студентка ЧГУ им. А. А. Кадырова, давно увлекается литературой. Свой первый детектив «Осколки жизни» она...
Детское творчество
Детское творчество
Поэзия в картинах художников
Поэзия в картинах художников
Профессионалы – 2024
Профессионалы – 2024
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Слова, заставившие плакать сердца у тысяч людей

 Карина Узуналова

В последнее время много говорят о том, что преподаватели работают не ради дачи знаний, а просто ради работы, что не находят общий язык с детьми и тому подобное. Я могу с этим поспорить, и для этого у меня есть веская причина.

Истинный учитель, настоящий – это как золото самой высшей пробы. Встретить его в жизни – большая удача. Именно такого, как Марха Алиевна Адуева. А знаете, кто она? Это женщина из видеоролика, снятого 22 года назад, который уже много лет гуляет по социальным сетям, не оставляя равнодушным никого.

Женщина, которой принадлежат слова: «Ваше дело – слушаться дома родных и слушаться нас, ваших преподавателей, идти нам навстречу, чтобы мы могли вывести вас в люди, чтобы нация чеченская не пропала...». Каждый раз, смотря этот видеоролик, сердце сжимается от боли, вспоминая то, что пережил наш народ, и от гордости, что у нас есть такие люди, как Марха.

Найти нашу героиню было намного проще, чем уговорить, чтобы я написала о ней в газете. Но оно того стоило, поверьте... Перейдем же теперь к главному. Марха окончила 10 классов в советское время, в 1979 году поступила в ЧИГУ имени Л. Н. Толстого на заочное отделение филологического факультета. Уже в следующем году она начала работать учителем русского языка и литературы. Так и пошло...

– В 1998 году я вышла на работу в школу села Алхан-Чурт, а в 1999 году, как мы знаем, начинается вторая кампания военных действий. В ноябре школу распустили, все начали разъезжаться, наша семья вынуждена была уехать в Итум-Калинский район. Оттуда мы перебрались в Грузию, сначала в село Шатили, потом в другой населенный пункт, не помню названия, в итоге нас повезли на автобусах в Панкисское ущелье. Там уже жили чеченцы, несколько семей, которые не так давно туда переехали. Очень гостеприимные люди, доброжелательные, они вникали в наши проблемы, помогали, как и чем могли. Жили они в небольших домиках, куда поселили и нас. Ну, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Пусть Всевышний будет ими доволен. Сколько бы раз я не говорила им «спасибо», все равно будет мало. Тяжелое время было... очень тяжелое, – рассказывает Марха.

В одном из небольших населённых пунктов, которое называлось Дуиси, там же находилась и администрация, Мархе предложили работу учителем в местной школе.

– Я не до конца понимала, как учитель русского языка и литературы может преподавать в грузинской школе, но все же решила сходить и посмотреть. Там я встретила женщину по имени Зарема. Она раньше работала в библиотеке имени Чехова в Грозном. Разговорившись, мы с ней пришли к мнению, что было бы замечательно открыть школу именно для наших детей, чтобы они не слонялись без дела. Свои пожелания мы передали руководству села, попросили у них помощи для открытия учебных классов для наших детей. Там мы познакомились с учителями кистинцами, которые, оказывается, тоже работали у нас, в Грозном. Они вернулись в Грузию по тем же обстоятельствам, что и мы. У них было двойное гражданство: грузинское и российское. Собралось некоторое количество учителей и нам выделили помещения в грузинской школе для проведения занятий на базе русского языка. До сих пор неустанно благодарю директора той самой школы и ее преподавателей. Они отнеслись к нам с большим пониманием и сочувствием, оказывали всевозможную помощь, для того чтобы наши занятия проходили в комфорте. С детьми мы постоянно проводили психологические беседы, чтобы отвлечь их от того, что происходило у нас дома... Сложно передать все одними словами...

Естественно, мы не думали ни о зарплате, ни о других благах. Заменяли друг друга, если кто-то из учителей по каким-то обстоятельствам не мог придти. Потихонечку работа у нас пошла. Менялись учителя, кто-то уходил, кто-то приходил. А ребята – большие молодцы, все наши выпускники получили аттестаты. По возвращении домой они поступили в вузы и колледжи. Самое главное, мы не дали этим детям пропасть, – вспоминает женщина.

Конечно, жизнь на чужбине тяжелая. Все скучали по дому. У многих там остались родственники. Однажды случился такой инцидент – несколько детей решили вернуться домой. Они шли зимой через лес и заблудились. Благо, местные жители наткнулись на них и привезли обратно в поселение. Кто-то из детей получил обморожение. Об этом Марха узнала по дороге на работу.

– Сломя голову я побежала в школу. Собрала всех учеников в одном кабинете, чтобы объяснить им, что в наше нелегкое время они не должны совершать необдуманные поступки. Меня переполняли эмоции, запинаясь, перескакивая с чеченского языка на русский, говорила, что для них сейчас хорошо, а что плохо. В тот день в школе находились представители «Красного Креста», они привезли нам книги. Помню, они как-то попросили у меня разрешения на съёмку, на что я категорически ответила отказом. В тот день, когда я проводила с детьми так называемое собрание, кто-то из представителей «Красного Креста» зашел в кабинет и произвел ту самую видеосъемку. Я очень переживала за наших детей и, пытаясь донести до них простую истину, не заметила, как велась эта съемка. Я перед собой видела только глаза этих детей, которые в столь юном возрасте смотрели на все уже по-взрослому.

В 2002 году моя подруга, которая живет в Германии, сказала, что ее дочь видела какой-то видеоролик с моим присутствием, чему я была сильно удивлена. «Да, да, с комментариями на английском языке, ты была в этом ролике», – утверждала она. Так я и узнала о существовании этой записи. Если честно, я много усилий приложила, чтобы удалить этот видеоролик, но все оказалось напрасно… Мной эти слова были сказаны не на камеру. Это действительно был крик души – в нем отразилась боль каждой чеченской женщины, мамы, нашей нации, нашего народа...

Сейчас Марха работает в детском саду. Работа ей очень нравится.

– Я люблю детей, тем более я многократная бабушка, ведь вся наша жизнь в детях. Мы на многие годы вперёд раскладываем будущее своего ребенка, хотя все в руках Всевышнего. В том смысле, что хотим видеть в своих детях и внуках только хорошие качества. Чтобы они были и патриотами своей родины, и хорошими детьми для своих родителей, а для бабушки с дедушкой хорошими внуками. Мне кажется, мечта любых родителей, чтобы их чадом гордилась нация, – заключает она.

Марха – Учитель с большой буквы, Воспитатель с большой буквы, Мать с большой буквы, Женщина с большой буквы. Она прочувствовала всю трагедию сложившейся обстановки не только для детей, но и всего чеченского народа. И именно это пыталась донести до детей и не сдержала слёз. В настоящее время многим учителям, не хочу сказать всем, не хватает именно этого – работать от души, отдавать детям частичку своей души, вводить их в мир знаний, вводить в историю своего народа так, чтобы они могли почувствовать и гордиться своей нацией, своим народом, своей родиной.

Во время беседы с нашей героиней мне вспомнилась моя первая классная руководительница Сара Харуновна Сатаева. Когда она проходила между рядами в классе, объясняя урок, мы на неё смотрели с вдохновением и украдкой пытались коснуться ее одежды. Она это видела, конечно, но делала вид, что не замечает. И дети, даже те, которым с трудом давался ее предмет, тянулись к ней, тянулись к ее предмету. Прошли годы, а мы, ее ученики, до сих пор помним ее, нашу любимую учительницу, отчетливо помним, как она ходила по рядам, и с каким благоговением мы пытались дотронуться до ее одежды.

А Мархе я хочу выразить безмерную благодарность. Она – настоящий учитель! Такие женщины достойны, чтобы о них говорили, писали, никогда не забывали и ставили в пример. Прошу у нее прощения за то, что мне пришлось вновь окунуть ее в воспоминания тех тяжелых дней. В течение всей нашей беседы она плакала, но эти слезы – не признак слабости. «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», эти строки именно о таких учителях, как Марха Адуева, и лично я их перед ней склоняю.

  • 1

Международная выставка-форум

QR-код ссылки на социальные сети газеты

Телеграм

Телеграм

Вконтакте

ВК

  • icon Наш Грозный – наш центр мира

У каждого из нас на свете есть место, куда нам хочется возвращаться. Место, где наш дом, где наши родители, где наша Родина. Эта Родина для нас, сердце Чеченской Республики – город Грозный – тёплый и уютный и самый-самый дорогой. Город славного прошлого и великого настоящего. Город, открывающий нам горизонты будущего.

Грозный – это улицы, проспекты и дома, которые так дороги нашему сердцу; парки

Подробнее...

Мы в соцсетях

Новый номер

  • 1