Милана Тамаева
Исполнилось 120 лет со дня издания чеченского букваря, автором которого является Таштемир Эльжуркаевич Эльдерханов – известный чеченский просветитель, писатель, общественный, политический и государственный деятель.
В современных школах изменилось многое – от оформления классов до обучающих программ и учебников. Неизменным остается только одно: первоклассники традиционно начинают свое обучение с букваря.
В нашей республике вместе с «Азбукой» на русском языке они берут в руки и «Абат» на чеченском, который призван изучать и сохранять родной язык.
Чеченский букварь имеет свою историю. Но прежде чем говорить о чеченском букваре, надо вспомнить и историю чеченской письменности. Как пишет известный чеченский журналист Лема Гудаев, писать чеченцы начали в глубокой древности, причем особыми петроглифами, множество которых можно встретить и в наши дни на башнях в Аргунском ущелье. «Также вайнахи в свое время использовали и грузинское церковное письмо – асомтаврули, – отмечает Л. Гудаев. – С приходом ислама чеченцы начали активно использовать уже арабскую письменность».
О дате появления первого чеченского букваря в разных источниках говорится по-разному. Многие исследователи сходятся в том, что первый чеченский букварь на основе кириллицы был создан в 1862 году образованным чеченцем Кеди Досовым, которого для сотрудничества пригласил крупный кавказовед, ученый-лингвист и педагог-просветитель ХIХ века Петр Карлович Услар – автор первой научной грамматики чеченского языка. Используя разработанный П. Усларом алфавит на основе русской графики, Кеди Досов составил букварь «Нохчийн жуз дух хара». Л. Гудаев отмечает, что создание первого чеченского букваря, автором-составителем которого является К. Досов, и успешное использование его для обучения родной грамоте явилось значительным событием и знаменовало собой зарождение новой чеченской письменности. Затем, после букваря К. Досова, исследователи отмечают издание еще нескольких чеченских букварей. Их авторами являются П. Бартоломей, Э. Таштамиров, А. Тучаев, Т. Эльдарханов, А. Мациев и Ш.Тазуев.
Отдельно хочется сказать о чеченском букваре Т. Эльдерханова, со дня издания которого исполнилось 120 лет. Таштемир Эльдерханов – известный чеченский просветитель, писатель, общественный, политический и государственный деятель. Он родился 1 апреля 1870 года в селе Гехи в семье крестьянина-середняка. С детства у него была склонность к учёбе, и в семь лет его отдали в единственную в Чечне Горскую школу в Грозном. После её окончания он поступил во Владикавказское реальное училище. В 1893 году Т. Эльдарханов окончил Тифлисский учительский институт. Еще в студенческие годы он начал собирать в архивах Тифлиса и Владикавказа образцы устного творчества чеченцев. В 1900 году опубликовал в «Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа» несколько чеченских легенд на русском языке, а в 1911 году в Тифлисе им был подготовлен и издан чеченский букварь.
Т. Эльдарханов использовал материалы П. Услара и составил букварь на основе русской графики, но внес в него дополнения и изменения, несколько упростив алфавит и облегчив его графику. Вместо грузинских букв, которые использовал Услар, в букваре Эльдарханов использовал русские буквы со знаком сверху. Но специалисты отмечают, что этот букварь не получил распространения, как и труды Услара – они интересны с исторической точки зрения.
Автором первого чеченского букваря «Абат» называют Шарипа Тазуева, который был Заслуженным учителем Чечено-Ингушетии. В 1911 году Ш. Тазуев окончил в Тифлисе Закавказскую учительскую семинарию и с 1913 года работал в основанной шейхом Али Митаевым школе. Известный просветитель воспитал многих чеченских писателей, поэтов и политиков. Он отличался любовью к родному языку, что подвигло его в 1940-м издать «Абат» – чеченский букварь, по которому в течение длительного времени обучались родному языку чеченские школьники.
Одним из лучших учебников для обучения чеченской грамоте специалисты считают «Абат» Э. Солтаханова, изданный в 1988 году. Они пишут, что этот букварь вобрал в себя весь позитивный опыт создания чеченских букварей. Причиной успеха этого учебника считают то, что автор, учитывая развитие теории и практики обучения чеченской грамоте, совершенствовал свой букварь. Отмечается, что этот «Абат» стал самым жизнеспособным, самым долговечным из всех чеченских букварей за всю их историю.