Битва логики и интеллекта

Битва логики и интеллекта

В Грозном прошел региональный турнир по шашкам «Чудо-шашки» среди учащихся 5-х классов образовательных организаций республики.
Спорт объединяет

Спорт объединяет

В Грозном прошел Фестиваль по технологичным видам спорта
Учащихся столичной гимназии наградили значками «ГТО»

Учащихся столичной гимназии наградили значками «ГТО»

Двум обучающимся МБОУ «Гимназия № 12 города Грозного» вручили золотые значки Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и...
Профессионалы – 2024

Профессионалы – 2024

В ЧР состоялась церемония закрытия II регионального чемпионата профессионального мастерства
«Хонк-Фест» – жарко даже в холодный день

«Хонк-Фест» – жарко даже в холодный день

Море гостей, 9 котов, тонна черемши для угощения. Чем еще удивил гостей чеченский IV Гастрономический фестиваль черемши «Хонк-Фест», который с...
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Талантливая девушка Раяна Сайдулаева, студентка ЧГУ им. А. А. Кадырова, давно увлекается литературой. Свой первый детектив «Осколки жизни» она...
Битва логики и интеллекта
Битва логики и интеллекта
Спорт объединяет
Спорт объединяет
Учащихся столичной гимназии наградили значками «ГТО»
Учащихся столичной гимназии наградили значками «ГТО»
Профессионалы – 2024
Профессионалы – 2024
«Хонк-Фест» – жарко даже в холодный день
«Хонк-Фест» – жарко даже в холодный день
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой
Раяна Сайдулаева: Писательство для меня сродни с настоящей работой

Диана Магомаева

Сегодня в интервью нашему корреспонденту педагог дополнительного образования детского хореографического ансамбля «Салам» Дома детского творчества Ахматовского района города Грозного, хореограф Чеченской государственной филармонии им. А. Шахбулатова, ансамбля народной песни «Нур-Жовхар» Луиза Саид-Ахмедовна Солтаханова расскажет о своей любви к танцу, создании ансамбля «Салам» и работе с ансамблем народной песни. 

Как считает Луиза Солтаханова, у каждого чеченца – обучался он хореографии или нет – в ДНК, вместе с любовью к Родине, заложена любовь и способность к танцу.

Луиза, у тебя долгий творческий путь – и как танцора, и как педагога. Расскажи, как произошло твое знакомство с миром национального танца?

Все началось в раннем детстве. Я была единственной девочкой в семье. Моя мама танцевала в знаменитом «Вайнахе». Естественно, что меня уже с четырех лет отдали на хореографию. Сначала просто для общего и эстетического развития – укрепить здоровье, выработать правильную осанку, развить вкус. Это был кружок по художественной гимнастике в знаменитом на весь Северный Кавказ Доме пионеров. У нас был очень хороший педагог, мастер спорта. Она научила меня выдержке, научила терпеть боль в мышцах, которая возникала при занятиях. Этот с детства заложенный фундамент отразился на моей дальнейшей творческой жизни. С возрастом я стала относиться к занятиям осознанно и ответственно, особенно когда в моей жизни появилась национальная хореография. Это был не случайный выбор. В девять лет я попала на концерт ансамбля «Вайнах», который поразил мое детское воображение. Эти захватывающие массовые танцы в невероятно красивых, красочных костюмах, задор, ритм, энергия – все это произвело на меня сильное впечатление. Я решила, что обязательно буду выступать с этим коллективом.

Для этого нужно было профессиональное образование?

Да, и в 14 лет я экстерном поступила в Чечено-Ингушское культурно-просветительное училище (ныне Чеченский государственный колледж культуры и искусств им. В. А. Татаева). Моими наставниками были Саид-Эмин Януркаев, Магомед Дидигов, Докка Мальцагов. Именно они способствовали тому, что я продолжила свой творческий путь. В становлении моего пути я также очень благодарна выдающемуся человеку, танцору, профессионалу Топа Элимбаеву. Будучи в то время руководителем «Вайнаха» он заметил меня по выступлениям в училище и сказал: «Эта девочка должна украсить наш ансамбль». Хотя я не считала себя особенной. В «Вайнахе» были такие прекрасные, великие танцоры, которые составляли его золотой фонд. Это было строгое время, не каждому в семье разрешали танцевать, но это были сильные люди, они смогли преодолеть стереотипы, сохранить культуру чеченского национального танца и передать ее поколениям. И то, что я попала в такой коллектив, было для меня настоящим счастьем. Я очень благодарна своим педагогам, которые вложили в меня не только свои знания, но и душу. И самое главное – привили любовь к нашему национальному танцу. Благодаря им я и выбрала этот путь, на котором было все – и слезы, и боль, и обиды. Но я помнила слова своих учителей: «Если один раз сдашься, то лучше уходи – слабаков эта дорога не терпит».

Помнишь, как пришла первый раз в «Вайнах»?

Конечно. Перед этим я окончила училище с красным дипломом. Это как-то придавало мне уверенности. Но когда мама привела меня в ансамбль, я, конечно, очень волновалась. Мне казалось все нереальным. И тут слышу: «А ты к кому пришла?», я ответила: «К вам». Меня спрашивают: «Надолго?». Я засмеялась и говорю: «Постараюсь надолго». «Тогда покажи плывущий ход», – попросили меня. Это девичий ход, когда девушка словно плывет по сцене. После того, как я его показала, мне сказали: «Пиши заявление». Я пришла в ансамбль со скудными знаниями. Меня учили, подсказывали, поддерживали, и я шлифовала свою технику под руководством опытных коллег. «Вайнах» стал моим домом, моей семьей на всю жизнь. Он дал мне все – жизненный опыт и опыт работы с коллективом, знания и мастерство, выносливость и, конечно, безграничную любовь к чеченскому национальному танцу. Мы дружим до сих пор.

С «Вайнахом» мне посчастливилось побывать на гастролях во многих странах мира, где нас всегда встречали бурными овациями. С началом военных событий все изменилось. Из-за сложившихся обстоятельств я ушла из ансамбля. Нам с мамой, как и многим семьям, пришлось уехать из республики. Мы жили в Нальчике. Там я ходила в ансамбль «Кабардинка», чтобы не потерять форму. Еще занималась танцами с детьми из чеченских семей. Старалась хоть в чем-то приносить пользу.

Как дальше сложился твой творческий путь?

В 2002 году Саламбек Абуев пригласил меня в ансамбль «Нохчо». Мы собирались на репетиции в полуразрушенной грозненской школе № 8. Саламбек – это человек-трудяга, человек-вулкан. Он не спал, не отдыхал, только занимался ансамблем, и нас заряжал своим энтузиазмом. Без зарплаты, без ничего мы просто жили делом, которое стало нашей отдушиной. Потом к моему творческому пути добавился педагогический.

Ты перестала танцевать?

Я стала учить танцевать. Неожиданно для себя. Никогда не думала, что стану педагогом. В 2003 году директор Дома детского творчества Ахматовского района города Грозного Мадинат Исапаева сказала мне: «Тебе надо все свои знания передавать нашим детям!», и пригласила меня на работу. Зарплата, правда, была смехотворная. Но тогда было такое время, что это казалось неважным. Восстанавливалась республика, шло возрождение всех сфер, в том числе и культуры, а значит, и национального танца. Условий не было. Мы занимались на пустыре в Олимпийском. Старались, чтобы дети были заняты, учились красиво ходить, были пластичными, получали новые знания о традициях и обычаях нашего народа. О нас даже сделали передачу на телевидении. Телевизионщики говорили, что когда узнали о нас, были в шоке – не думали, что в разрушенном городе есть танцевальный ансамбль. Хотя тогда нам до ансамбля было далеко – танцевали, кто босиком, кто в шлепанцах. Но вскоре ансамбль у нас все же появился, и назвали мы его «Салам».

Получается, в этом году исполнилось 20 лет, как ты работаешь в ДДТ Ахматовского района…

Да. И я благодарна нашему директору Мадинат Хусаиновне за колоссальную поддержку нашего ансамбля. Она прилагает все усилия для того, чтобы наша молодежь развивалась в правильном направлении, чтобы дети уважали свои традиции, познавали свою культуру. Включает нас в различные проекты, мероприятия. Сколько уже поколений вышло из нашего ансамбля, а она всех ребят помнит поименно... Всю душу она вкладывает в детей, в развитие их талантов, творчества.

Почему вы выбрали название «Салам»?

Во-первых, у нашего гостеприимного народа – это приветствие. Во-вторых, слово «салам» в переводе с чеченского звучит как «моя вершина» («са» – моя, «лам» – вершина). Решили, пусть у каждого из участников ансамбля будет своя вершина, которую он должен покорить. Со временем нам предоставили спортивный зал для занятий в здании школы № 8, и наш ансамбль действительно стал покорять вершины. Мы участвуем во всероссийских, в республиканских, региональных, международных конкурсах. Как в режиме онлайн, так и вживую. Мы привозили Гран-при, занимали первые места, выступали в Москве. В этом году у ансамбля 20-летний юбилей. Знаменательная для нас дата. За это время из многих босоногих детишек выросли настоящие профессионалы. Среди них – солисты ансамблей «Вайнах», «Нохчо», «Нур-Жовхар». Хеди Цакаева стала одним из руководителей ансамбля «Заманхо», некоторые стали педагогами – как и я обучают деток.  Мы благодарны многим людям, которые встречались за эти годы на нашем пути и помогали нам: мэрия Грозного, Департамент образования и Департамент культуры Грозного, Министерство по делам молодежи, журналисты. Мы продолжаем заниматься и прививать любовь к национальным танцам новым поколениям, строим творческие планы.

Луиза, ты ведь еще работаешь и в ансамбле народной песни «Нур-Жовхар», руководителем которого является Заслуженная артистка России Аймани Айдамирова?

Да. С 2017 года я являюсь педагогом-хореографом Чеченской государственной филармонии, в этом качестве меня и пригласила в свой коллектив Аймани Айдамирова. Здесь я приобрела бесценные знания именно по фольклорному чеченскому танцу. За этот опыт я очень благодарна легендарной Аймани Айдамировой. Когда у нас с ней был разговор о совместной работе, она говорила: «Ты принесешь в наш ансамбль свои знания, мы дадим тебе свои». Этот тандем обогатил меня в творческом плане, ведь фольклорный танец намного богаче стилизованного. Тем более, Аймани постоянно находится в поиске, встречается с бабушками – знатоками народного творчества, расспрашивает их. Ищет все новое и новое. И находит. Затем под ее руководством мы разрабатываем, например, новые танцы, с новыми движениями. Все направлено на то, чтобы показать неповторимый колорит народного танца.

В общем, где бы ты ни работала, вся твоя жизнь связана с национальным чеченским танцем... Это навсегда?

Когда-то, будучи в составе «Вайнаха», я оказалась на одной сцене с великим Махмудом Эсамбаевым и попросила его сфотографироваться вместе. Тогда он мне сказал: «Деточка, запомни, пока ты танцуешь, пока ты живешь этими танцами, ты правильно идешь по своему пути. Но если ты хоть на секунду усомнишься в своем выборе, все – уходи, освободи это место». Пока у меня сомнений нет. Думаю, что любовь к национальному танцу – это навсегда!

Луиза, спасибо тебе за интересную беседу.

  • 1

Международная выставка-форум

QR-код ссылки на социальные сети газеты

Телеграм

Телеграм

Вконтакте

ВК

  • icon Наш Грозный – наш центр мира

У каждого из нас на свете есть место, куда нам хочется возвращаться. Место, где наш дом, где наши родители, где наша Родина. Эта Родина для нас, сердце Чеченской Республики – город Грозный – тёплый и уютный и самый-самый дорогой. Город славного прошлого и великого настоящего. Город, открывающий нам горизонты будущего.

Грозный – это улицы, проспекты и дома, которые так дороги нашему сердцу; парки

Подробнее...

Мы в соцсетях

Новый номер

  • 1