Наша рубрика «Литературное обозрение лучших книг всех времен» начинает набирать обороты и стала почти традиционной. В каждом номере мы рассказываем о книгах, которые на протяжении многих лет остаются популярными и волнуют читателей и в наши дни. На этот раз мы расскажем о романе великого русского классика, чье имя и произведения известны во всем мире – «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого.
Можно поспорить, что почти любой обыватель, услышав «Анна Каренина», уже наперед знает, что главная героиня в итоге ляжет под поезд. Конечно, заведомо зная концовку, бывает не так интересно читать книгу, но Льву Николаевичу удалось по-настоящему мастерски изобразить в одном романе переживания и проблемы не одного человека и даже не одной семьи. Поэтому, если вы и знаете финал, данное произведение увлечет вас с первых строк и до конца.
При написании «Анны Карениной» Толстой дорожил ее «главной мыслью». «В «Анне Карениной», – сказал он однажды, – я люблю мысль семейную…». Эта самая мысль, которую так любил автор, является как бы мощным источником света, определяющим расположение теней в его живописи и глубину изображения. Лев Николаевич в то время идеализировал семейную жизнь. Это он и хотел показать в своем романе. В то время он читал много английских семейных романов и иногда подшучивал над ними, говоря: «Эти романисты кончают роман тем, что он и она женятся. Но роман надо писать не столько о том, что произошло до их женитьбы, сколько о том, что произошло после женитьбы».
Автор считал, что все важнейшие общественные перемены разворачиваются именно в семейном кругу, в личном мире современников, в их повседневной жизни. Такова была общая мысль Толстого, как она раскрывается в его романе. Значение социальных перемен измеряется, в конечном счете, степенью их влияния на семейные распорядки века.
О судьбе героини одноименного романа Толстого можно судить с точки зрения так называемой «житейской философии». Молодая женщина, жаждущая полной, сердечной любви, а не бытовой, разрушает свой брак с Карениным. Но вместе с тем она сталкивается с невозможностью создать удовлетворяющий ее потребности союз с Вронским и, оказавшись лицом к лицу с неразрешимым конфликтом, будучи при этом в подавленном, депрессивном состоянии, кончает c собой просто потому, что такая жизнь невыносима. Не слишком ли просто?
На самом деле все, конечно, несколько сложнее. Образ Анны Карениной – одно из воплощений толстовского естественного человека, который живет не по законам света, а по законам совести. Собственно, именно потому душа ее так терзается, потому так страстно она отдается сначала любви, а потом – отчаянию. С самого начала произведения героиня представляется нам женственной и очень обаятельной женщиной, которая всегда знает, кому, что сказать и у каждого складывается впечатление, что именно к нему у неё особое отношение. Под своего мужа, графа Каренина, благоразумная жена уже давно подстроилась: под его желания, настроения, всегда говорит то, что он хочет слышать в правильный момент. Да и замуж-то она вышла за мужчину на 20 лет старше её не по любви, а «благодаря» теткиному шантажу.
Если с самого детства в человеке подавлять его собственное «Я», не считаясь с его мнением, желаниями, интересами, то он начинает растворяться в других людях. В дальнейшем такие люди видят лишь один способ для выживания – подстроиться под кого-то, абсолютно забыв о своих чувствах. Именно поэтому, когда Анна в поезде читает книгу, она во всех эпизодах представляет себя. Таким образом, женщине все равно, кем быть и чем увлекаться, она не понимает своих стремлений, не знает к чему стремиться.
В жизни героини наступает момент, когда она оказывается не в состоянии противостоять себе самой. Возможно, если бы Вронский не проявил такую настойчивость, то все сошло бы на «нет», но Алексей не привык проигрывать. Вдобавок и окружение (в том числе и брат) советуют Анне уйти к Вронскому, а поскольку внутреннего «Я» в Анне не было, она поддается уговорам толпы. Несомненно, Каренина хочет жить так, как ей нравится, не считаясь ни с кем, но у нее это не получается: свет не принимает, сплетничает, ее мучают зазрения совести. А Вронский живет по тем же причинам, по каким и добивался её: честь (больше тщеславие) офицера, что к любви никакого отношения не имеет.
Когда Анна с головой окунулась в эстетическую жизнь, то жизнь ее превратилась в сплошной хаос. Она плыла, как по волнам, не делая никаких выводов и не предпринимая никаких шагов. И окружение, которое у нее было, приобретенное пустым очарованием, а не внутренней глубиной, было не способно ей помочь. Да и не имело желания. Кто мог помочь Анне Карениной разобраться в самой себе и таким образом спасти ее от самоубийства? Кто себя противопоставит свету, общаясь с Анной, в открытую? Только тот, кому она действительно дорога – а таких нет.
Отношение Вронского к Анне двойственно: с одной стороны, он хочет быть с ней и якобы даже любит ее, но он не понимает ее переживаний, не чувствует её горя. Когда Каренина говорит, что боится потерять Сережу, мужчина искренне удивляется, как можно думать о сыне, находясь рядом с ним. Алексей выбрал Анну, как лошадь на скачках: красивая, породистая, при манерах, всем нравится. Каренина для него – очередной трофей, красивая игрушка и даже заигрывания Весловского с Анной Вронскому только льстят. Такое поведение любимого человека может не то, что спасти, а наоборот, подвигнуть на любой отчаянный поступок.
Перед смертью Анна Каренина увидела, в какой она попала капкан: Вронский тяготится ею и старается не быть по отношению к ней бесчестным; героиня понимает, что она совсем одна в своих несчастьях, что, как бы она не любила своего сына, она потеряла его навсегда. Эта правда жизни стала слишком сильна для расшатанной психики героини, и она решила «избавиться от того, что беспокоит», покончив жизнь самоубийством.
Линда Солтагираева