В рамках рубрики «Литературное обозрение лучших книг всех времен» мы рассказываем о классических произведениях русской и зарубежной литературы. И если до этого мы разбирали романы, которые успели полюбиться миллионам читателей со всего мира, то в этот раз расскажем о книге, написанной в необычном жанре «антиутопия».
В русской литературе при упоминании этого жанра на ум сразу приходит роман «Мы» Замятинского, но в этой статье речь пойдет об одной из наиболее реалистичных антиутопий небезызвестного писателя Андрея Платонова «Котлован».
Современная читающая молодежь массово увлекается чтением фантастических, а порой и ужасающих романов. Желая взбудоражить сознание и получить дозу острых ощущений, они прибегают к классике жанра ужасов и триллера. Уверена, большинство подростков и не догадывается о том, какие странные и пугающие, но очень интересные вещи писали прозаики 19 и 20 веков. Долгое время власти многих стран запрещали публикацию и продажу книг жанра антиутопии, чтобы не провоцировать волнения народных масс, но сегодня мы можем свободно об этом говорить.
Повесть Платонова – очередная советская антиутопия, которая представляет собой вроде бы сильно утрированную версию индустриализации и коллективизации, вместе с тем так поразительно реалистичную. Честно говоря, история Советского Союза сама по себе способна сломать психику кому угодно – жертвами режима были не только Мандельштам или Пастернак. Настоящими жертвами были те, кто верил в советскую утопию или вообще не вдавался в подробности. Как, например, девочка Настя в «Котловане»: у Платонова она само олицетворение святой веры в идеалистическое будущее, самого общества дивного мира советских иллюзий. И именно сюжетная история Насти бьет кирпичом по голове и задевает самые сентиментальные струны.
Котлован – это такая большая могила, из которой пытаются построить что-то хорошее. Но дело в том, что на костях вряд ли удастся возвести город будущего, где все будут счастливы. И то, что ребенок жил в этой могиле, настолько же неправильно, как каннибализм в деревнях во времена массового голода 1920-х. Сегодня «Котлован» назвали бы «чернухой» – а что поделать, если то были по-настоящему темные времена. Смерть показывается то там, то тут, словно показывая свое лицо на мгновение, чтобы появиться в самом конце, вызвав мурашки по коже. Строители находят сиротку рядом с умирающей матерью. Потом дарят Насте два гроба: один в качестве кровати, другой – для игрушек. А в финале повести Настю хоронят в котловане, словно пытаясь забыть светлую надежду, которая была в самом начале. Это очень проницательное предсказание будущего для СССР: если в 1917 году новый строй казался одной большой, но реалистичной утопией, то сразу после революции стало ясно, что методы достижения цели даже более бесчеловечны, чем уничтожение «буржуев».
Есть книги, которые переворачивают мир с ног на голову. А есть те, которые меняют у читателя его устойчивые позиции. И даже хорошо, что такие есть – иногда полезно вытаскивать себя из зоны эмоционального комфорта и немного «обезуметь».
Линда Солтагираева